Допускаемое напряжение на растяжение в шве
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ МАШИН
Общая характеристика соединений
В машиностроении сопряженные элементы сборочных единиц, которые фиксируются от относительного перемещения с помощью других деталей(винтов, штифтов, шпонок и др.) или с применением специальных технологических операций( сварка, пайка, загиб и др.) называются соединениями.
Соединения по принципу возможности разборки подразделяют на неразъемные, которые нельзя разобрать без разрушения или повреждения, и разъемные, позволяющие повторную разборку и сборку.
К неразъемным соединениям относятся:
а) сварные, паяные, клеевые – неразъемность соединения осуществляется за счет сил молекулярно-механического сцепления;
б) клепаные, соединения с натягом, вальцованные – неразъемность достигается механическими средствами.
К разъемным соединениям относятся: резьбовые, клиновые, штифтовые, шпоночные, шлицевые и профильные соединения.
Разъемные соединения выполняются как неподвижными, так и подвижными.
Детали соединений образуют наиболее распространенный класс деталей машин; их работоспособность наиболее часто, как показывает практика, определяет надежность работы конструкций.
Неразъемные соединения
Сварные соединения
Общая характеристика
Это наиболее распространенный вид неразъемных соединений.
Различают три класса сварки – термический, механический и термомеханический. На практике применяют свыше 60 способов сварки. Самое широкое распространение получила электрическая дуговая сварка. Ею хорошо свариваются низко и среднеуглеродистые стали. Различают следующие типы дуговой сварки:
– автоматическая сварка под флюсом;
– механизированная сварка под флюсом;
– ручная сварка.
При ручной сварке шов образуется главным образом за счет металла электрода, а при автоматической и механизированной – в основном за счет расплавления основного металла.
Для электродуговой сварки конструкционных сталей применяют электроды марки Э42, Э42А, Э46, Э46А, Э50, Э50А и др. Число после буквы «Э» умноженное на 10 обозначает минимальную величину временного сопротивления (МПа) металла шва. Буква «А» обозначает повышенное качество электрода.
В зависимости от расположения свариваемых деталей различают следующие виды соединений: стыковые (рис.1.1), нахлесточные (рис.1.2), тавровые (рис.1.3).
Рис.1.1 – Стыковые швы
а) односторонний без скоса кромок; б) односторонний со скосом кромок;
в) двусторонний с двумя симметричными скосами одной кромки;
г) двусторонний с двумя симметричными скосами двух кромок.
Рис.1.2 – Нахлесточные соединения угловыми швами
а) лобовыми; б) фланговыми; в) комбинированными.
Рис.1.3 – Тавровые соединения
а), б) – швы с глубоким проплавлением; в) угловой шов.
К достоинствам сварных соединений относятся:
– герметичность и плотность соединений;
– возможность автоматизации сварочного процесса;
– невысокая стоимость соединений вследствие простоты конструкции сварного шва и малой трудоемкости (стоимость сварной конструкции в 1,5…2 раза ниже стоимости литой);
– возможность получения изделий больших размеров.
К недостаткам сварных соединений относятся:
– местный нагрев в зоне сварного шва вызывает изменение механических свойств материала свариваемых деталей;
– невысокая прочность при переменных режимах работы (сварной шов является концентратором напряжений);
– невысокое качество сварного шва ручной сварки (непровары, шлаковые включения, трещины);
– трудность контроля качества сварного шва.
Расчет сварных соединений
Исходным условием проектирования сварных соединений является равнопрочность шва и соединяемых деталей изделия.
Стыковые соединения могут разрушаться по шву, месту сплавления металла шва с металлом детали, сечению самой детали в зоне термического влияния, т.е. прилегающему к шву детали участка, в котором в результате нагревания при сварке изменяются механические свойства металла.
Сварные стыковые швы рассчитывают как целое сечение основного металла, но по допускаемому напряжению, определенному для сварного соединения в зависимости от назначения условий работы.
При автоматической сварке в зависимости от толщины δ детали сварку выполняют односторонним или двусторонним швами. При толщине δ ≤ 15 мм сварку выполняют без специальной подготовки кромки. При ручной сварке без подготовки кромок сваривают листы толщиной до 8…10 мм.
Расчет стыкового соединения выполняют по размерам сечения детали в зоне термического влияния (рис.1.4).
Рис.1.4 – Стыковое соединение, нагруженное растягивающей силой
Условие прочности при нагружении растягивающей (поперечной) силой F в виде полосы:
где А – площадь сварного шва, мм2;
– ширина листа (длина сварного шва), мм;
δ – толщина шва, принимают равной толщине свариваемых деталей, мм;
– допускаемое напряжение растяжения материала шва, МПа.
Допускаемое напряжение для расчета сварных соединений принимают по механическим характеристикам материала в зоне влияния сварного шва и отмечают знаком в отличие от допускаемых напряжений основного металла
В стыковом соединении, нагруженном изгибающим моментом М (рис.1.5), определяют напряжение изгиба:
где – момент сопротивления изгибу, мм3; δ – толщина сварных листов, мм; – длина шва, ( равна ширине свариваемых листов )мм;
М – изгибающий момент, Нм; – допускаемое напряжение при изгибе для материала шва, МПа.
Рис.1.5 – Стыковое соединение, Рис.1.6 – Стыковое соединение,
нагруженное моментом нагруженное сдвигающей силой
При действии продольной силы (вдоль шва) шов рассчитывается на срез (рис.1. 6).
где =b-2c – расчетная длина шва, мм;
b – ширина свариваемых листов, мм;
с – поправка на непровар в начале и конце шва;
δ – толщина сварных листов, мм;
– расчетное и допускаемое напряжения при срезе для шва, МПа.
Нахлесточные соединения выполняются с помощью угловых швов. В зависимости от формы поперечного сечения различают угловые швы: нормальные–а); вогнутые–б); выпуклые–в) (рис.1.7). На практике наиболее распространены швы нормальные.
Рис.1.7 – Виды угловых швов
Основные геометрические характеристики углового шва – катет k и высота h (рис.1.7); для нормального шва h=ksin450 0,7k. По условиям технологии рекомендуют принимать k 3 мм, если толщина листа 3 мм. Как правило
k = Для обеспечения равномерного распределения напряжения длина шва ограничивается 30мм
В зависимости от расположения различают швы лобовые, фланговые и косые. Лобовой шов расположен перпендикулярно, а фланговый – параллельно линии действия нагружающей силы (рис.1.2).
Угловой шов при нагружении испытывает сложное напряженное состояние. Поэтому для простоты расчета шов условно рассчитывают на срез под действием средних касательных напряжений . Например, условие прочности для флангового шва (рис. 1.2) можно выразить:
где 2 – число швов; h – рабочая высота сварного шва(h = 0,7k).
Применяются также комбинированные швы, состоящие из фланговых и лобовых (рис.1. 2).
Для упрощения расчета считают, что сила F растяжения нагружает швы равномерно. В этом случае уравнение прочности будет иметь вид:
где L=2 +b – периметр комбинированного шва, мм; h – высота шва, мм.
Простое нагружение сварных соединений случается в практике сравнительно редко. Значительно чаще элементы и швы сварных конструкций работают на сложное сопротивление. Для стыковых швов в этом случае расчетные формулы остаются теми же, что и для основного металла, т.е. условие прочности будет
где – приведенное напряжение, определяемое в расчетном сечении по пятой или первой теории прочности, МПа;
– допускаемое напряжение при растяжении или сжатии для материала стыкового шва, МПа.
Тавровые соединения.
Рассмотрим тавровое соединение, нагруженное сочетанием сил и моментов (рис.1. 8).
Рис.1. 8 – Тавровое соединение, нагруженное комбинацией сил и моментов
При расчете все внешние нагрузки приводят к центру масс сварного шва. В общем случае соединение может быть нагружено моментом М, растягивающей F и сдвигающей Q силами. При определении напряжений используют принцип независимости действия сил с последующим суммированием напряжений от каждого силового фактора. Метод расчета в этом случае зависит от типа шва:
а) Расчет соединения со швами глубокого проплавления (рис.1.3, а, б). В этом случае рассчитывают на прочность основной металл в зоне термического влияния. Наиболее опасной является точка 1 (рис.1.8), в которой суммируются напряжения: нормальные (растяжения и изгиба ) и касательные( ).
Эквивалентное напряжение в точке 1 определится как:
б) Расчет соединения с обычным угловым швом (рис.1.3, в). В этом случае касательные напряжения в биссектральной плоскости шва возникают от всех силовых факторов. Наиболее опасной точкой является точка 1.
Касательные напряжения при наличии n швов:
– от момента М
где W – момент сопротивления изгибу, мм3.
– от силы F
– от силы Q
где n – число швов, h – высота шва, – рабочая длина шва, мм.
Полное напряжение в точке 1 находят геометрическим суммированием с учетом того, что вектор составляет с вектором угол 900.
Допускаемые напряжения для сварных швов.
Допускаемые напряжения для сварных швов при статической нагрузке определяют по табл.1.1 в зависимости от допускаемого напряжения основного металла при растяжении:
=
где – предел текучести основного металла (табл.1.2), S – коэффициент запаса прочности (S=1,3…1,6 – для низкоуглеродистой стали, S=1,5…1,7 – для низколегированной стали).
Таблица 1.1
Допускаемые напряжения для сварных соединений деталей из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, полученных электродуговой сваркой
Примечания: , –допускаемые напряжения сварного шва, МПа;
– допускаемое напряжение растяжения материала свариваемых деталей (основного металла), МПа.
Таблица 1.2
Механические характеристики некоторых марок сталей
Марка стали | Ст2 | Ст3 | Ст4 | Ст5 |
Предел текучести , МПа |
Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 9867 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Допускаемые напряжения для сварных швов при статической нагрузке определяют по табл. 4.1 в зависимости от допускаемого напряжения [σ]р основного металла на растяжение:
(4.3)
где σт — предел текучести основного металла; [s]T — допускаемый коэффициент запаса прочности; [s]T= 1,35…1,6 —для низкоуглеродистой и [s]T = 1,5…1,7 — для низколегированной стали.
Рекомендации по конструированию сварных соединений
1. Из-за дефектов сварки на концах сварного шва (в местах зажи-гания и гашения дуги) минимальная длина шва должна быть не менее 30 мм.
2. В нахлесточных соединениях (см. рис. 4.4, а) длину перекрытия принимают не менее 4δ, где δ — минимальная толщина свариваемых деталей.
3. Длина лобовых швов не ограничивается. Длина фланговых швов ограничивается: lфЛ<50k. Это связано с возрастанием неравномерности
Рис. 4.8. Пример сварной конструкции
распределения напряжений по длине шва с увеличением его длины. На концах шва напряжения больше, чем в середине.
4. Сварные швы располагают так, чтобы напряжения в них были
одинаковыми. Исходя из этого, при конструировании соединения угол
ков с косынками (рис. 4.8) длины фланговых швов определяют из
решения системы уравнений:
где lфл — суммарная длина фланговых швов по формуле (4.2). Имеем
и, следовательно,
(4.4)
5. В конструкциях, подверженных действию переменных нагрузок, применение нахлесточных соединений нежелательно, так как они характеризуются значительной концентрацией напряжений. По этой причине неследует применять «усиливающие» накладки в стыковых соединениях.
ПримерРассчитать сварное соединение уголка с косынкой, нагруженное силой F= 30 кН (см. рис. 4.8). Материал уголка и косынки — сталь марки СтЗ (от = 220 Н/мм2). Сварка ручная дуговая электродом типа Э50А. Размеры уголка: А = 32 мм, 3) = 9,4 мм, d=4 мм.
Решение. 1. Катет сварного шва. Внахлесточных соединениях угловыми швами катет сварного шва принимают равным толщине свариваемых деталей (см. § 4.2). Принимаем k = d=4 мм. Расчетная высота опасного сечения шва h-u,lk.
2. Допускаемое напряжениесреза. По формуле (4.3) находим допускаемые напряже
ния основного металла на растяжение при [s]T = 1,5:
По табл. 4.1 допускаемые напряжениясреза для сварных соединений
3. Суммарная длина фланговых швов[формула (4.2)]:
4. Длины фланговых швов [формула (4.4)):
Паяные соединения
Паяные соединения — неразъемные соединения, образуемые силами молекулярного взаимодействия между соединяемыми деталями и присадочным материалом, называемым припоем.
Припой — сплав (на основе олова, меди, серебра) или чистый металл, вводимый в расплавленном состоянии в зазор между соединяемыми деталями. Температура плавления припоя ниже температуры плавления материалов деталей.
По конструкции паяные соединения подобны сварным (рис. 4.9, а — ж). Преимущественное применение имеют соединения нахлесточные. Стыковые и тавровые соединения применяют при малых нагрузках.
Рис. 4.9. Основные типы паяных соединений:
а — стыковое; б— нахлесточное; в — косостыконое; г —тавровые; д — с одной накладкой; е — телескопическое; ж — сотовая конструкция
В отличие от сварки пайка позволяет соединять не только однородные, но и разнородные материалы: черные и цветные металлы, сплавы, керамику, стекло и др.
При пайке поверхности деталей очищают от окислов и обезжиривают с целью получения хорошей смачиваемости поверхностей припоем и качественного заполнения им зазоров. Нагрев припоя и деталей в зависимости от их размеров осуществляют паяльником, газовой горелкой, ТВЧ, в термических печах и др. Для уменьшения вредного влияния окисления поверхностей деталей при пайке применяют флюсы (на основе буры, канифоли, хлористого цинка), а также паяют в вакууме или в среде нейтральных газов (аргона). Расплавленный припой растекается по нагретым поверхностям стыка деталей и при охлаждении затвердевает, прочно соединяя детали.
Размер зазора в стыке определяет прочность соединения. При малом зазоpe лучше проявляется эффект капиллярного течения припоя, процесс растворения материала деталей в расплавленном припое распро-еграняется на всю толщину паяного шва (прочность образующегося раствора на 30…60 % выше прочности припоя).
Размер зазора принимают 0,01…0,25 мм в зависимости от припоя (легкоплавкий или тугоплавкий) и материала деталей.
Припои с температурой плавления до 400 °С называют легкоплавкими. Наиболее широкое применение имеют оловянно-свинцовые, оло-вянно-свинцовые сурьмянистые припои (марок ПОС90, ПОС61). Эти припои не следует применять для соединений, работающих при температуре свыше 100 «С или подверженных действию ударных нагрузок.
Припои с температурой плавления свыше 400 0С называют тугоплавкими (серебряные или на медной основе). Припои на медной основе отличаются повышенной хрупкостью, их применяют для соединения деталей, нагруженных статической нагрузкой. Серебряные припои (марок ПСр40, ПСр45) применяют для ответственных соединений. Они устойчивы против коррозии и пригодны для соединения деталей, воспринимающих ударную и вибрационную нагрузки.
Достоинствомпаяных соединений является возможность соединения разнородных материалов, стойкость против коррозии, возможность соединения тонкостенных деталей, герметичность, малая концентрация напряжений вследствие высокой пластичности припоя. Пайка позволяет распаивать соединение, а также получать соединения деталей в скрытых и труднодоступных местах конструкции.
Недостатком пайки по сравнению со сваркой является сравнительно невысокая прочность, необходимость малых и равномерно распределенных зазоров между соединяемыми деталями, что требует их точной механической обработки и качественной сборки, а также предварительной обработки поверхностей перед пайкой.
Применениепаяных соединений в машиностроении расширяется в связи с внедрением пластмасс, керамики и высокопрочных сталей, которые плохо свариваются. Пайкой соединяют листы, стержни, топливные и масляные трубопроводы, лопатки турбин и др. Ее широко применяют в автомобилестроении (радиаторы и др.) и самолетостроении (обшивка из тонких стальных листов с сотовым промежуточным заполнением, см. рис. 4.9, ж). Пайка является одним из основных видов соединений в радиоэлектронике и приборостроении. Процессы пайки поддаются механизации и автоматизации.
Расчет на прочностьпаяных соединений выполняют на сдвиг методами сопротивления материалов. Надо учитывать, что в нахлесточном соединении площадь расчетного сечения равна площади контакта деталей. Для нахлесточных соединений деталей из низкоуглеродистой стали, полученных оловянно-свинцовыми припоями (марки ПОС40), допускаемое напряжение на сдвиг [τ]с = 60 Н/мм2.
Клееные соединения
Клееные соединения применяют для деталей из металла и неметаллических материалов. Это соединение деталей неметаллическим веществом (клеем) посредством поверхностного схватывания и межмолекулярной связи в клеящем слое.
Достоинстваклееных соединений — возможность соединения дета-лей из однородных и неоднородных материалов, герметичность, стойкость против коррозии, возможность соединения очень тонких листо-выx деталей, малая концентрация напряжений и высокое сопротивление усталости, малая масса.
Недостатки— сравнительно невысокая прочность, необходимость тщательной подготовки поверхностей под склеивание, снижение несущей способности при повышенных температурах.
На прочность клееных соединений влияют характер нагрузки, конструкция соединения, тип и толщина слоя клея (при увеличении толщины прочность падает), технология склеивания и время эксплуатации (с течением времени прочность некоторых клеев уменьшается).
Технология склеиваниядеталей состоит из ряда последовательных операций: взаимной пригонки склеиваемых поверхностей, получения шероховатости (обработкой пескоструйным аппаратом или зачисткой наждачной шкуркой), удаления пыли, обезжиривания (растворителем); нанесения клея на подготовленные поверхности, сборки и выдержки соединения при требуемых давлении и температуре.
Шероховатость увеличивает поверхность склеивания. Оптимальная толщина слоя клея 0,05…0,15 мм (зависит от вязкости клея и давления при склеивании). Длительная выдержка при склеивании является недостатком этого соединения.
На практике применяется большое количество марок клея, отличающихся хорошими физико-механическими и технологическими свойствами (клеи марок БФ, ВК-1, ВК-2, МПФ-1 и др.).
Наибольшее применениев машиностроении получили клееные соединения, работающие на сдвиг. Поэтому предпочтительнее нахлесточ-пые соединения.
Расчет на прочностьклееных соединений производят на сдвиг метопами сопротивления материалов. Допускаемое напряжение на сдвиг |τ|с= 10…30 Н/мм2.
Клееными соединениями создают новые конструкции (сотовые, слоистые), отдельные зубчатые колеса соединяют в общий блок, повышают прочность сопряжения зубчатых венцов со ступицами, ступиц с валами, закрепляют в корпусе неподвижное центральное зубчатое колесо 4 планетарной передачи (см. рис. 16.3), наружное кольцо подшипника качения, стопорят резьбовые соединения, крепят пластинки режущего инструмента и др. Для повышения прочности применяют комбинированные соединения: клееклепаные, клеесварные (с точечной сваркой), клеерезьбовые.
Контрольные вопросы
1. Какие преимущества имеют сварные соединения? Область применения сварных соединений.
2. Как образуется сварной шов? Типы сварных швов.
3. Какие факторы учитывают при выборе допускаемых напряжений для расчетов на прочность сварных соединений?
4. Как рассчитывают стыковое сварное соединение, нагруженное растягивающей силой?
5. Каковы достоинства и недостатки паяных соединений по сравнению со сварными? Область их применения.
6. Каковы достоинства и недостатки клееных соединений по сравнению со сварными? Область их применения.
Источник