Детский массаж при вывихе бедра

ÐÑождÑннÑй вÑÐ²Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ´Ñа- ÑÑжÑлое и ÑаÑÑо вÑÑÑеÑаÑÑееÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ðµ опоÑно-двигаÑелÑного аппаÑаÑа, ÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² непÑавилÑном взаимоÑаÑположении ÑлеменÑов ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑепени ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¸ бедÑенной коÑÑи в веÑÑлÑжной впадине ÑазлиÑаÑÑ Ð²ÑÐ²Ð¸Ñ , подвÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑедвÑÐ²Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ´Ñа.
ÐиÑÐ¿Ð»Ð°Ð·Ð¸Ñ ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава- ÑÑо поÑок ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑÑÑава, вÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑлеменÑов, ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из оÑновнÑÑ Ð¿ÑиÑин ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐ²Ð¸Ñ Ð° бедÑа. СледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑождÑнного ÑоÑмиÑование ÑÑÑÑава еÑÑ Ð½Ðµ завеÑÑено, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐºÑайне важна ÑаннÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑика Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ макÑималÑно Ñаннее наÑало леÑениÑ, в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑ Ð² Ñоддоме каждого новоÑождÑнного оÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑпеÑиалиÑÑ, Ñем не менее ÑодиÑелÑм ÑледÑÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе, наиболее ÑаÑÑÑе ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑой паÑологии.
СамÑй поÑÑоÑннÑй пÑизнак вÑождÑнного вÑÐ²Ð¸Ñ Ð° бедÑа (диÑплазии ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава)- ÑÑо огÑаниÑение паÑÑивного оÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдеÑ, ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине, ÑогниÑе его ноги в ÑазобедÑеннÑÑ Ð¸ коленнÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ пÑÑмÑм Ñглом и мÑгко ÑазведиÑе его бÑдÑа в ÑÑоÑонÑ, паÑÑивное оÑведение огÑаниÑено Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑÑава.
Ðногда, когда ÑебÑнок не даÑÑ Ð¾ÑвеÑÑи бÑдÑа в положении на Ñпине, легко опÑеделиÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑение Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² положении ÑебÑнка на живоÑе пÑи Ñгибании ног, как пÑи ползании. Ðоложив малÑÑа на Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ Ð¸ вÑпÑÑмив его ноги, внимаÑелÑно оÑениÑе ÑиммеÑÑиÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑгодиÑнÑÑ Ñкладок и Ñкладок на бÑдÑÐ°Ñ , аÑиммеÑÑÐ¸Ñ Ñкладок на бÑдÑÐ°Ñ Ð¸ ÑгодиÑÐ°Ñ - ÑаÑÑÑй пÑизнак поÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, в гÑÑбÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑкоÑоÑение ноги, наÑÑжнÑй повоÑÐ¾Ñ (наÑÑÐ¶Ð½Ð°Ñ ÑоÑаÑиÑ) бедÑа и ÑимпÑом ÑоÑкалÑзÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ (ÑелÑка) опÑеделÑÑÑÑÑ Ñеже.
ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ иÑклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾ обÑаÑиÑеÑÑ Ðº оÑÑопедÑ, ÑенÑгеновÑкое иÑÑледование Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑÑоÑниÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð·. ÐеÑение наÑинаеÑÑÑ Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð´Ð½ÐµÐ¹ жизни ÑебÑнка, ÑиÑоко пÑименÑеÑÑÑ ÑÑнкÑионалÑнÑй меÑод, вклÑÑаÑÑий леÑение положением (Ñ Ð¸ÑполÑзованием ÑазлиÑного Ñода Ñин, ÑиÑокого пеленаниÑ), ÑпеÑиалÑнÑй маÑÑаж и пÑиÑÐ¼Ñ Ð»ÐµÑебной гимнаÑÑики.
ÐеÑение положением- ÑÐ¸Ð½Ñ Ð½Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²ÑаÑ-оÑÑопед, ÑодиÑели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑÑого вÑполнÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑекомендаÑии, еÑли леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñине не ÑÑебÑеÑÑÑ, Ñо пÑименÑеÑÑÑ ÑиÑокое пеленание: две пелÑнки ÑкладÑваÑÑ Ð½ÐµÑколÑко Ñаз и пÑокладÑваÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¾Ð¶ÐµÐº ÑебÑнка, ÑогнÑÑÑÑ Ð² ÑазобедÑеннÑÑ Ð¸ коленнÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¸ оÑведÑннÑÑ Ð² ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð° 60-80 гÑадÑÑов, в ÑÑом положении ноги ÑебÑнка ÑикÑиÑÑÑÑ ÑÑеÑÑей пелÑнкой или ÑÑаниÑками, пампеÑÑами. Такое пеленание можно ÑекомендоваÑÑ Ð²Ñем деÑÑм, Ñак как в положении оÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð³ ÑоздаÑÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑималÑнÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑавилÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, ÑиÑокое пеленание наÑинаÑÑ Ð¿ÑименÑÑÑ ÐµÑÑ Ð² Ñоддоме и пÑодолжаÑÑ Ð´Ð¾ ÑÑÑÑ -ÑеÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑного возÑаÑÑа. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ пÑавилÑно деÑжаÑÑ ÑебÑнка на ÑÑÐºÐ°Ñ , взÑоÑлÑй поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑебÑнка ÑÑками за ÑпинÑ, пÑÐ¸Ð¶Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ к Ñебе, ÑебÑнок ÑиÑоко ÑаÑÑÑавленнÑми ножками Ð¾Ð±Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑловиÑе взÑоÑлого. Ðе ÑекомендÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑебÑнка веÑÑ Ð¾Ð¼ на Ð±Ð¾ÐºÑ Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого, Ñак как пÑи ÑÑом положении ÑÑловиÑе ÑебÑнка аÑиммеÑÑиÑно. Ðожно полÑзоваÑÑÑÑ ÑÑкзаком (Ñ Ð¶ÑÑÑкой Ñпинкой), но ÑледÑÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð² видÑ, ÑÑо ежедневное длиÑелÑное ноÑение ÑебÑнка в Ñаком положении нежелаÑелÑно, Ñак как ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑивÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑоп. Рположении ÑебÑнка лÑжа на живоÑе ÑÑÐ¾Ð¿Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð²Ð½Ðµ маÑÑаÑа (ÑвиÑаÑÑ), ÑÑа поза ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑилакÑикой напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа.
ÐаÑÑаж и леÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°ÑÑика пÑоводÑÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове обÑеÑкÑеплÑÑÑего комплекÑа, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего возÑаÑÑÑ Ð¸ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑебÑнка. ÐÑобенноÑÑи маÑÑажа- пÑименÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑаÑелÑнÑй и диÑÑеÑенÑиÑованнÑй маÑÑаж поÑÑниÑной облаÑÑи (поглаживание и ÑаÑÑиÑание), ÑÐ³Ð¾Ð´Ð¸Ñ (поглаживание, ÑаÑÑиÑание, ÑÑимÑлиÑÑÑÑие пÑиÑмÑ- поÑипÑвание, поколаÑивание палÑÑами), облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава (кÑÑговое поглаживание, ÑаÑÑиÑание), маÑÑаж ÑеÑедÑеÑÑÑ Ñ ÑпÑажнениÑми леÑебной гимнаÑÑики. Рположении ÑебÑнка на живоÑе ÑделайÑе поглаживание и ÑаÑÑиÑание задненаÑÑжнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей ног, поÑле Ñего пооÑеÑÑдно оÑведиÑе ÑогнÑÑÑе ноги малÑÑа в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ (как пÑи ползании), ÑикÑиÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñаз, заÑем ÑогниÑе обе ножки, одновÑеменно ÑÐ°Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸ в ÑÑоÑонÑ. Рположении ÑебÑнка на Ñпине пÑоводиÑÑÑ Ð¼Ð°ÑÑаж пеÑедненаÑÑжнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей ног (поглаживание и ÑаÑÑиÑание) в ÑоÑеÑании Ñ Ð¿ÑиÑмами ÑаÑÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа, Ñгибание ног ÑебÑнка в коленнÑÑ Ð¸ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ð¸ мÑгкое плаÑÑиÑное Ñазведение бÑдеÑ, ÑÐ°Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð±ÑдÑа, не ÑледÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð¿ÑÑкаÑÑ ÑÐµÐ·ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ вÑзваÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ð¸ пÑи ÑеÑлекÑоÑном ÑокÑаÑении пÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÐµÐ´Ñа и негаÑивной ÑеакÑии ÑебÑнка на пÑоÑедÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑоÑеÑнÑй маÑÑаж (ÑаÑÑлаблÑÑÑий меÑод) Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð²ÑеменнÑм оÑведением ноги. ÐÑÑекÑивен ÑоÑеÑнÑй маÑÑаж в облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, подÑÑеÑкой ÑказаÑелÑного или ÑÑеднего палÑÑа мÑгко надавиÑе в облаÑÑи ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, заÑем оÑведиÑе ÑогнÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ñ ÑебÑнка кнаÑÑжи, ÑоÑеÑÐ°Ñ ÑÑо движение Ñ Ð»Ñгким поÑÑÑÑ Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼. РаÑÑлабление пÑиводÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ ÑебÑнка (пеÑед Ð¸Ñ Ñазведением) доÑÑигаеÑÑÑ Ñакже вибÑаÑионнÑм маÑÑажем внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей бÑдеÑ, покаÑиванием Ñаза ÑебÑнка, лежаÑего на опоÑе, на веÑÑ. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑплой воде, поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑебÑнка под гÑÑÐ´Ñ Ð¸ живоÑ, подведиÑе его к ÑÑенке ваннÑ, добиваÑÑÑ ÑÐ³Ð¸Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð³. ÐÑаÑение бедÑа по его оÑи внÑÑÑÑ Ð¿ÑоводиÑÑÑ Ð² положении ÑебÑнка на Ñпине, одной ÑÑкой заÑикÑиÑÑйÑе ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав, ладонÑÑ Ð´ÑÑгой ÑÑки мÑгко Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°ÑиÑе колено ÑебÑнка и, Ñлегка Ð½Ð°Ð´Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° него, поÑÑепенно пÑоизводиÑе вÑаÑение бедÑа по его оÑи вовнÑÑÑÑ, ÑÑим ÑпÑажнением доÑÑигаеÑÑÑ Ð¼Ñгкое давление головки бедÑенной коÑÑи на ÑÑÑÑавнÑÑ (веÑÑлÑжнÑÑ) впадинÑ.
ÐÑеменно, до ÑазÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑопеда, нелÑÐ·Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑеÑлекÑоÑной Ñ Ð¾Ð´Ñбе, подÑанÑовÑвании, пеÑеводиÑÑ ÑебÑнка в положение на коÑÑоÑÐºÐ°Ñ , ÑÑоÑ, невÑполнение ÑÑого ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим деÑоÑмаÑиÑм ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава. РеÑлекÑоÑÐ½Ð°Ñ Ñ Ð¾Ð´Ñба, подÑанÑовÑвание Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑпаниÑ, Ñак как в воде Ñело ÑебÑнка знаÑиÑелÑно легÑе и, ÑледоваÑелÑно, оÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзка на ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав менÑÑе. ÐÐ»Ñ ÑÑениÑовки опоÑной ÑÑнкÑии ÑÑоп ÑекомендÑÑÑÑÑ ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² положении ÑебÑнка лÑжа на живоÑе и Ñпине, на мÑÑе, опоÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑоп ÑоздаÑÑ ÑÑкой или мÑÑом. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾ ÑпÑажнение ладÑÑки ÑÑопами, коÑоÑое должно ÑÑаÑÑ Ð»Ñбимой игÑой ваÑего малÑÑа. ÐÑиÑÐ¼Ñ Ð»ÐµÑебной гимнаÑÑики и маÑÑаж ног ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑÑÑ Ð¿Ñи каждом пеленании по 10-15 Ñаз, пÑи леÑении ÑебÑнка в оÑÑопедиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑаж и ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоводÑÑÑÑ Ð² обÑÑме, допÑÑкаемом Ñкладкой. ÐÑимеÑное занÑÑие пÑи диÑплазии ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава Ñ ÑебÑнком в возÑаÑÑе Ð¾Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾ ÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев- иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ положение: ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине:
1. ÐбÑий поглаживаÑÑий маÑÑаж ÑÑк и ног.
2. Ðоглаживание живоÑа- иÑÑ
одное положение: РебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° живоÑе.
3. ÐÑкладÑвание на Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ Ñ ÑазведÑннÑми ногами.
4. Ðоглаживание ÑпинÑ.
5. ÐаÑÑаж поÑÑниÑной облаÑÑи.
6. ÐаÑÑаж ÑгодиÑнÑÑ
мÑÑÑ, облаÑÑи ÑазобедÑеннÑÑ
ÑÑÑÑавов.
7. ÐаÑÑаж задненаÑÑжной повеÑÑ
ноÑÑи ног.
8. ÐÑведение ÑогнÑÑÑÑ
ног в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ (как пÑи ползании).
9. паÑение- иÑÑ
одное положение: ÑебÑнок Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñпине.
10. ÐаÑÑаж пеÑедненаÑÑжной повеÑÑ
ноÑÑи ног.
11. Разведение ÑогнÑÑÑÑ
ног.
12. ÐÑаÑение бедÑа вовнÑÑÑÑ.
13. ÐаÑÑаж ÑÑоп.
14. РеÑлекÑоÑнÑе ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑоп.
15. УпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° мÑÑе.
Источник
Дисплазия тазобедренного сустава у детей встречается часто и при неправильном лечении может привести к нарушению функциональности нижних конечностей и даже инвалидности. Традиционно патологию лечат как накладыванием шин и широким пеленанием, так и при помощи специальных массажных процедур.
Что такое дисплазия тазобедренного сустава
Называют дисплазией врожденную неполноценность тазобедренного сустава, которая появилась в результате его неправильного развития и может стать причиной подвывиха или вывиха головки бедра. Это состояние также называют врожденным вывихом бедра.
Медики выделяют 3 вида заболевания:
- неправильную форму суставной впадины, головки и шейки бедра с сохранением нормального соотношения суставной поверхности;
- одновременное наличие неправильной формы и нарушения соотношения поверхности, когда головка бедра смещена вверх или располагается на краю сустава;
- врожденный вывих, для которого характерно разобщение поверхностей, а головка бедра вышла из суставной впадины вверх и в сторону.
Первая и вторая форма заболевания успешно лечится только массажными процедурами при своевременном обращении к врачу. Самой тяжелой формой недуга признан врожденный вывих, подтверждают который ультразвуковой диагностикой, рентгенограммой.
Причины заболевания и диагностика
Факторами риска возникновения патологии являются длительный токсикоз во время беременности, большой вес новорожденного, тазовое предлежание, травмы в период беременности и наследственная предрасположенность.
Наличие патологии у грудничков можно определить по следующим признакам:
- угол отведения бедер и угол сгибания ножек в коленях: у здоровых малышей он составляет 160-180° и 90° соответственно, при дисплазии угол сгибания меньше;
- симптом Маркса-Ортолани: он проявляется в первые 3 месяца жизни в виде щелчка, сопровождающегося вздрагиванием ножки при медленном разведении согнутых ножек малыша;
- разная длина ног за счет укорочения одного из бедер: определяется прижатием ножек к животу;
- асимметрия паховых, ягодичных и подколенных складок.
Осматривать детей на предмет врожденной дисплазии должен врач-ортопед родильного дома. При подозрении на патологию после выписки назначают ультразвуковое исследование, а через 3 месяца — рентген.
Последствия и осложнения
Если на первом году жизни заболевание не выявлено и не проведено лечение, то после года происходит нарушение походки и наблюдается недостаточность развития ягодичных мышц. Дети с врожденной дисплазией начинают ходить позже и прихрамывают на одну ногу. Часто это становится причиной сколиоза. Отсутствие своевременного лечения у детей может спровоцировать диспластический коксартроз во взрослом возрасте с необходимостью замены больного сустава искусственным.
Последствия дисплазии — косолапость
Лечение
Вылечить дисплазию тазобедренных суставов можно несколькими способами. Консервативный метод состоит в накладывании шины, которая удерживает ножки ребенка в согнутом положении в тазобедренных и коленных суставах. Это долгий и сложный процесс. Для грудничков применяют метод широкого пеленания, когда обычную пеленку складывают прямоугольником и накладывают на памперс. Ножки малыша должны быть разведены в стороны под углом до 80° и согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Пеленку фиксируют на плечах ребенка. При смене памперса со временем малыш начнет сам удерживать ножки в привычном положении.
Дополнительно назначают:
- плавание на животе;
- в возрасте от 3 недель до 9 месяцев — стремена Павлика, которые шьют из мягкой ткани: состоят они из грудного бандажа, плечевых ремней и штрипок;
- подушку Фрейка, представляющую собой пластиковые шорты или брюки для поддержания ножек в правильном положении.
Хирургическое вмешательство допустимо только при позднем выявлении болезни, когда традиционные методы не помогают.
Вместе с любым из способов лечения дисплазии тазобедренных суставов у детей обязательно назначается курс специальных массажных процедур, которые проводят как в условиях медицинского центра, так и дома.
Эффективность и противопоказания к массажу
Массаж при дисплазии назначается только врачом-ортопедом и является частью комплексного лечения патологии. В результате массажного курса:
- стабилизируется состояние тазобедренных суставов;
- улучшается процесс вправления сустава;
- улучшается состояние мышечной ткани;
- нормализуется двигательная функция, в т.ч. повышается количество движений;
- улучшается мышечный тонус;
- улучшается движение биологических жидкостей;
- улучшается развитие ребенка.
Противопоказаниями для проведения процедур являются:
- эпилепсия;
- обострение гепатита или диатеза;
- грыжа;
- воспаленные лимфатические узлы;
- малый вес;
- нарушения целостности кожного покрова;
- наличие врожденного порока сердца;
- заболевания нервной системы;
- заболевания почек, печени, крови;
- воспаление мышечных и костных тканей.
Не проводят массажные процедуры при повышенной температуре у детей, общей слабости, плаксивости, нарушениях работы органов пищеварения.
Техника проведения массажа
При проведении массажа при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных необходимо учитывать следующие правила:
- сеанс проводится только в положении лежа;
- для массирования выбирают твердую и ровную поверхность, которую застилают пледом или пеленкой;
- лучшее время для проведения сеанса — утро и первая половина дня;
- между массажем и кормлением должно пройти не менее часа.
От общего массажа лечебный массажный курс при дисплазии отличается:
- Целью. Если общий массаж проводят для расслабления или повышения тонуса, то лечебные сеансы носят локализованную направленность.
- Приемами. Для детей до года основной прием — поглаживание. Лечебный массаж при дисплазии использует более интенсивное воздействие, что часто сопровождается недовольством малыша и даже плачем.
- Сложностью проведения. Первые массажные сеансы необходимо доверить врачу или массажисту, умеющему определять физическое состояние малыша. Домашние сеансы возможны только после обучения.
Сеанс подразделяют на 2 этапа. На первом, или подготовительном, происходит налаживание контакта и тактильной, психологической связи, создание комфортных условий. Мастер массажа использует успокаивающие приемы поглаживания и легкого растирания. Второй этап — это локальный массаж, требующий глубокого и интенсивного воздействия на пораженную область.
Обычно курс состоит из 10-15 сеансов, которые проводят ежедневно. Между курсами выдерживают перерыв в 1,5-2 месяца для наблюдения за динамикой болезни и выздоровления. Повторный курс, приемы, интенсивность и продолжительность подбирается всегда индивидуально.
Классическая техника
Сеанс начинают с поглаживания передней части тела от рук до ступней, обязательно легкими движениями проходят по животу и грудной клетке. При массировании бедра можно проработать как весь сустав, так и его часть. Плавные и легкие спиралевидные или прямолинейные движения начинают с голени и постепенно доходят до бедра. Внутреннюю поверхность бедер затрагивать нельзя, т.к. там расположены лимфатические узлы. Поглаживание обычно занимает 2-4 минуты.
Затем переходят к растиранию подушечками пальцев бедер по спирали или круговыми движениями. Оно проводится с небольшим давлением на глубокие мышцы и сухожилия, а при воздействии на сустав недопустим сильный нажим.
Безопасные зоны для массажа бедер ребенку
Массаж в положении лежа на животике начинают с поглаживания и растирания задней поверхности бедер и ягодиц. По пораженному суставу проходят дополнительно легкими пощипываниями и постукиваниями. После этого сустав зажимают в одной руке, а второй мягко и плавно обхватывают колено. Начинают медленные вращения бедра внутрь. После нескольких повторов возвращаются к поглаживанию. В течение 3-5 минут бедро массируют ладонью или только пальцами ладони спиралевидными движениями.
После этого малыша переворачивают на спину и проводят активные растирания бедер в течение 10 минут. Затем ножки сгибают и разводят в стороны, совершают круговые движения.
Для выполнения следующего приема ладони складывают лодочкой и проводят прием валяния в течение 1-2 минут. Завершают упражнение приемом «велосипед» с последующим сгибанием и разгибанием ножек.
Малыша вновь переворачивают на живот и поглаживают с легким растиранием бедро. Разводят ножки в стороны. Спину и поясницу массируют поглаживанием и мягким растиранием. По обе стороны от позвоночника проходят спиралевидными разминаниями и пилением. Область тазобедренного сустава с наружной стороны бедра поглаживают, растирают и разминают. В завершении сеанса массируют стопы.
Интенсивный комплекс
Интенсивный массаж при дисплазии проводят из положения на животе (массаж сустава и бедра с легким поглаживанием) и на спине. Начинают с поглаживания зоны тазобедренного сустава круговыми и спиралевидными движениями. Затем одной рукой придерживают за колено, а второй — массируют бедро и сустав 4 пальцами ладони. Прием проводят с нарастающей интенсивностью в течение 4-6 минут. Далее кожу растирают круговыми или спиралеобразными движениями подушечками больших или указательных пальцев. Во время проработки важно затронуть глубокие мышечные ткани, а продолжительность воздействия составляет минимум 10 минут.
Следующий прием — растирание поясницы, ягодиц и спины по обе стороны от позвоночника. Прием проводят ладонью или ее ребром, а все движения проходят снизу вверх. Завершают сеанс интенсивным массированием стопы.
Массажные линии при дисплазии ТБС
Дисплазию тазобедренного сустава у новорожденных можно диагностировать уже в первые недели жизни, а своевременное лечение позволяет избежать развития осложнений и ограничивается лишь массажными сеансами и комплексом упражнений. Проведение массажа возможно и в домашних условиях после прохождения обучения. Цель сеансов — возвращение сустава на место, повышение мышечного тонуса и укрепление связочного аппарата. Продолжительность курса, а также его интенсивность и периодичность подбирается только лечащим врачом исходя из динамики развития болезни, физического состояния малыша и формы заболевания.
Источник